РУ19А-300: пятьдесят лет — полет нормальный!

image1

27 апреля 2017 г. в Публичном акционерном обществе «Тюменские моторостроители» состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 50-летию со дня выпуска первого двигателя РУ19А-300 на Тюменском моторном заводе. Ремонт этого двигателя предприятие продолжает и сегодня. Несмотря на солидный для авиации возраст, он до сих пор в строю и продолжает летать.
На митинге, посвящённом 50-летию двигателя, выступили руководители завода – главный инженер В.М. Шабаев, заместитель главного инженера по подготовке производства А.С. Казанцев, главный технолог Л.С. Старых, Г.Х. Шагисултанов (бывший главный инженер и технический директор ТМЗ). С праздничной датой завод поздравил представитель военной приёмки подполковник А.Г. Носов.

image2

КОРОТКО О ДВИГАТЕЛЕ
image3
РУ19А-300 – турбореактивный двигатель, который используется как вспомогательная силовая установка на самолётах Ан-24, Ан-26 и Ан-30. Двигатель:
-создаёт дополнительную тягу при взлёте, наборе высоты в жарком климате и в случае отказа основного двигателя;
-запускает основные двигатели, служит генератором для бортовой электросети.
РУ19А-300, «изделие 29А» или попросту «РУшка» – двигатель с непростой судьбой. Он создавался в КБ Туманского для учебных самолётов Як-30 и Як-32, причём ещё до начала проектирования этих самолётов. В 1957 г. началось проектирование РУ19-300 под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Гусева, а уже через два года проведены заводские 100-часовые испытания, которые успешно завершились в 1961 г.
На двигателе применены семиступенчатый осевой компрессор, кольцевая камера сгорания, одноступенчатая турбина и нерегулируемое реактивное сопло. Его тяга на максимальном режиме – 900 кгс, удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,95 кг/кгс-ч.
РУ19-300 стал первым отечественным двигателем, разработанным специально для учебных реактивных самолётов. При его проектировании учитывалось будущее применение в учебной авиации: большое количество взлётов и посадок, интенсивных переходных режимов. Требовался увеличенный ресурс на взлётном режиме и запас прочности лопаток турбины при забросах температуры газов. Двигатель получился компактным, лёгким, и надёжным.

ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
image4
В 1960 г. были построены первые два опытных самолёта Як-30, а в 1961 г. Як-30 с двигателем РУ19-300 был принят в эксплуатацию. В сравнении с конкурентами – польским TS-11 и чешским L-29 – он меньше весил, был более экономичным, легче в управлении, дешевле в изготовлении. Як-30 установил мировые рекорды скорости (767 км/ч для самолётов своей весовой категории). Лётные испытания доказали его превосходство над конкурентами, но руководство Советского Союза решило поддержать страну из соц. лагеря и советским учебно-тренировочным реактивным самолётом на долгие годы стал чехословацкий L-29. Уже построенные Як-30 и Як-32 стали фотолабораториями и спортивными самолётами, но серийный выпуск этих интересных и перспективных машин не состоялся.
После неудачи с учебным самолётом двигатель оказался «не у дел» и сначала о нём забыли. Оставшиеся двигатели купил Ростислав Алексеев, конструктор судов на подводных крыльях. РУ19-300 устанавливали на экспериментальные экранопланы.
Дальнейшему развитию производства двигателя помогла случайность. В это время начались поставки самолёта Ан-24 на экспорт, и оказалось, что при полной загрузке в жарком климате мощности его двигателей не хватает. Тогда конструктора стали искать дополнительный двигатель и нашли – это был РУ19-300. Его доработали и разместили в правой мотогондоле, позади основного турбовинтового двигателя. Модернизированную версию назвали «РУ19А-300». С этого момента двигатель стал вспомогательной силовой установкой (ВСУ), работающей на увеличение взлётной тяги самолёта и его коммерческой загрузки. Мощность и безопасность Ан-24 возросли, самолёт мог совершить посадку с двумя отказавшими основными двигателями, используя только РУ19А-300.

ТЮМЕНСКАЯ ПРОПИСКА
image5
Тюменский моторный завод, построенный в первой половине 60-х годов, должен был стать центром передовых технологий и высокой культуры производства в нефтегазовом регионе. В связи с малой загрузкой завода в процессе строительства, РУ19А-300 стал первым крупным заказом для Тюменского моторного завода. 27 апреля 1967 г. был собран первый РУ19А-300. В честь этого события на заводе был проведён торжественный митинг.
РУ19А-300 стал «первым ребёнком» Тюменского моторного завода. Сборка первых образцов проходила на временных стендах и ускоренными темпами – завод доказал, что наравне с остальными заводами может собирать авиационные двигатели. С этого дня Тюменский Моторный стал полноценным заводом авиадвигателей – всего в мире на тот момент таких заводов было около тридцати.

«За всё время производства было выпущено около 4 тыс. двигателей РУ19А-300, – рассказывает заместитель начальника отдела эксплуатации ПАО «ТМ» В.Н. Егоров. – В начале 80-х гг. капитальный ремонт двигателя передали на авиаремонтный завод №421 гражданской авиации в г. Винницу, а с 1989 г. двигатель производился в Румынии. В 1996 г. производство двигателей в Тюмени было прекращено, с тех пор мы его только ремонтируем по 20-25 штук в год. Двигатель неприхотлив в эксплуатации, вырабатывает свой ресурс – 1500 часов (такой ресурс был установлен с 1978 г. на двигателях 5 серии). Отказы случаются редко. Это простой и надёжный двигатель».
В организации производства двигателя в Румынии принимал участие Л.С. Старых, который сегодня работает главным технологом ПАО «ТМ».
- В середине 80-х гг. Тюменский моторный завод передал документацию для производства РУ19А-300 в Румынию, – вспоминает Леонид Степанович. – С участием многих тюменских специалистов на заводе «Aviastar» в г. Бакэу освоили производство двигателя. Первые технологические испытания провели в 1988 г., а с 1989 г. началось серийное производство с применением советских запчастей. Всего на заводе в Румынии было собрано 15 двигателей РУ19А-300.
Отработавшие свой ресурс РУ19А-300 использовались для разных задач. На аэродромах например с его помощью очищали взлётную полосу от снега и льда.

ДВИГАТЕЛЬ В НАШИ ДНИ
image6
На сегодняшний день РУ19А-300 пока единственный двигатель ПАО «ТМ», заказчиком которого является Министерство обороны РФ.
– 28 июля 1965 г. на Тюменском моторном заводе было аккредитовано военное представительство № 3964, которое осуществляло контроль качества продукции, выпускаемой для нужд Министерства обороны. Первым военпредом стал подполковник В.Н. Козырев. Номенклатура производства завода была обширной, в её число входил и РУ19А-300, – пояснил представитель МО РФ на ПАО «ТМ» А.Г. Носов. – На сегодняшний день для нужд Министерства обороны ПАО «ТМ» поставляет только двигатель РУ19А-300, что говорит о надёжности и необходимости данного изделия. В 80-е гг. капитальный ремонт двигателя осуществлялся на заводе в Виннице, в 2000-е гг. – в Ростове-на-Дону, но ремонт на заводе в Тюмени оказался более качественным. С каждым годом у Министерства обороны увеличивается потребность в ремонте РУ19А-300.

За годы работы двигатель хорошо себя зарекомендовал. «РУшку» неоднократно пытались «списать в утиль», думали, что её производство или ремонт вот-вот закончится. Но до тех пор, пока летает семейство Ан-24 – жизнь у двигателя продолжается!

Bookmark the permalink.

Comments are closed.